Социальные сети уже не воспринимаются исключительно как площадка для развлечений и общения с друзьями. Это серьезный маркетинговый инструмент, которым профессионально управляет SMM-менеджер. Сейчас эта профессия на пике популярности, поэтому её пытаются освоить даже предприниматели с целью увеличения продаж. Это серьезная и прибыльная специальность, на которой можно отслеживать свою эффективность, но многие до сих пор верят и распространяют мифы о том, что SMM-специалист просто выкладывает фотографии из интернета и пишет под ними цитаты для соцсетей компании. Эта специализация привлекательна еще и тем, что профессионал может работать из любой точки мира, ведь можно креативить и создавать контент на расстоянии.
Кто такой SMM-специалист?
SMM-специалист – это человек, который занимается развитием аккаунта работодателя в социальных сетях. Он делает интересный, полезный и нужный контент для аудитории, общается с подписчиками, отвечает на вопросы, привлекает новых клиентов, занимается рекламой, информирует о специальных предложениях, формирует имидж компании. SMM (Social Media Marketing) переводится как «маркетинг в социальных медиа» и включает в себя комплекс инструментов, которые направлены на продвижение бренда и его продуктов.
Чем занимается SMM-специалист?
SMM-менеджер занимается разработкой стратегий по продвижению и росту аккаунтов компании, собирает необходимую информацию для определения целевой аудитории, выявляет конкурентов, следит за новыми трендами в нише. В этой профессии важно самосовершенствоваться, чтобы быть лучше конкурентов. SMM-менеджер обладает знаниями общего маркетинга, навыками контент-менеджера, таргетолога, дизайнера, копирайтера и пиарщика. Но специалисту необязательно применять все инструменты одновременно и продвигать бренд во всех соцсетях. В зависимости от параметров целевой аудитории подбираются площадки для ведения бизнеса.
Основные задачи и функции SMM-менеджера
Объем работ SMM-специалистов зависит от сферы бизнеса компании. К общим задачам относят:
- Продвижение и развитие бренда в соцсетях. Специалист должен проводить аналитику аккаунта и составлять план по продвижению в социальных сетях. Перед продвижением необходимо построить портрет целевой аудитории, определиться с позиционированием бренда в соцсетях, а также необходимо продумать как именно понравиться аудитории и получить их доверие;
- Взаимодействие с пользователями, поддержание диалогов, модерация комментариев в случае необходимости;
- Выработка плана действий для роста аккаунтов. SMM-специалист должен создавать фото и видео контент в едином стиле. Именно он придумывает цветовую палитру, расстановку постов, составляет технические задания для копирайтеров и дизайнеров, а также в некоторых случаях должен уметь сам написать пост;
- Разработка рекламных макетов. Контент недостаточно опубликовать, его нужно продвигать, а для этого специалисту нужно разработать макет, который привлечет нужную аудиторию;
- Общение с лидерами мнений. SMM-менеджер должен общаться с блогерами, договариваться о рекламе на выгодных условиях;
- Разработка контент-плана. Он нужен для того, чтобы не впасть в творческий кризис. В отличие от сайта, в соцсетях нужно размещать контент ежедневно;
- Анализ собственной деятельности и наблюдение за конкурентами. Проделанную работу необходимо проанализировать и оценить ее эффективность. Для этого специалисты использует внутренние аналитические инструменты соцсетей, Яндекс. Метрику и Google Analitycs;
- Настройка таргетированной рекламы. Это должен уметь делать SMM-специалист поскольку он точно знает целевую аудиторию и нужные параметры для привлечения подписчиков;
- Умение работать в графических редакторах;
- Изучение новых трендов и инструментов для продвижения. Важно быть в тренде, чтобы не упустить своих клиентов из-за устаревшего внешнего вида аккаунта.
Окончательные обязанности SMM-специалиста определяет работодатель, поэтому SMM-специалист также может заниматься и внедрением автоматизации, и чат-ботами, и запуском рассылок.
К основным функциям SMM-менеджера относят:
- повышение узнаваемости компании/института/ресторана и прочего;
- формирование стратегии;
- развитие сообществ;
- координация командной работы;
- общение с клиентами и работа с негативом;
- привлечение целевой аудитории;
- создание контента;
- анализ роста аккаунта;
- генерация потенциальных клиентов;
- развитие лояльности аудитории к компании.
Требуемые качества и навыки SMM-специалиста
Чтобы быть хорошим специалистом нужно обладать следующими качествами:
- Эмпатия. SMM-специалист должен понимать и чувствовать, что именно не нравится клиенту. Тогда он сможет предотвратить и устранить проблему, чтобы он оставался подписчиком.
- Манера речи. Важно говорить с подписчиками на их языке, тогда им становится понятно, что компания уважает и ценит свою аудиторию.
- Грамотность. Речь идет не только о пунктуации и орфографии, но и о том, как максимально грамотно адаптировать одну и ту же информацию под разные соцсети.
- Чувство юмора. Это качество оживляет аккаунты, и они становятся намного интереснее в сравнении с теми, кто обделен умением все перевести в шутку.
- Усидчивость и внимательность. Иногда нужно весь день провести сидя за компьютером, анализируя аккаунты и заполняя таблицы, и тут важно не пропустить цифры.
- Самостоятельность. На пути к развитию соцсети важно уметь принимать разные решения: придумывать темы для текстов, решать какой будет внешний вид аккаунта и прочее.
- Широкий кругозор и любознательность. Для SMM-специалиста важно быть в курсе всех происшествий в мире, следить за развитием интернет-технологий, а также разбираться в мемах, маркетинге и трендах.
- Многозадачность. Специалист часто должен заниматься несколькими делами в один день, а иногда и один момент. Монтировать видео, анализировать конкурентов, писать текст, давать задание дизайнерам.
- Умение рисковать. Эсэмэмщик не должен бояться менять стратегии развития, если что-то из задуманного пошло не по плану. Важно экспериментировать и подстраиваться под вкусы аудитории.
- Толерантность. В личные сообщения компании будут приходить негативные комментарии от подписчиков, конкурентов, мимо проходящих людей. Чтобы сохранить имидж нужно быть сдержанным и спокойным.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- востребованная работа – спрос на рынке на услуги SMM-менеджеров постоянно растет, ведь практически каждой компании сейчас нужен эсэмэмщик;
- возможность продвигать и развивать свой бизнес;
- интересные и творческие задачи;
- легкий вход в профессию без ограничений по возрасту: вести аккаунты могут и 17-летние и 65-летние люди, если, конечно, они обладают нужными качествами;
- достойная зарплата;
- большое количество обучающих материалов, в том числе и бесплатных;
- постоянное развитие;
- возможность работать удаленно;
- большой круг знакомых и множество связей;
- возможность перехода в смежные профессии, например в копирайтинг, рекламу, маркетинг.
Минусы:
- работа в режиме многозадачности;
- не каждый начальник имеет четкое представление о деятельности SMM-менеджера, поэтому вешают на специалиста обязанности смежных специалистов: копирайтера, фотографа, дизайнера;
- ненормированный рабочий день.
Как стать SMM-специалистом и где учиться?
Гарантированно освоить профессию и заниматься продвижением брендов в соцсетях помогут специализированные курсы. На них сначала дают теорию, а потом возможность попрактиковаться. На курсах можно получить достоверную информацию о стратегиях развития, о действующих инструментах продвижения и многом другом, что можно найти самостоятельно только спустя долгое время проб и ошибок. А также вы сможете создавать чат-ботов, придумывать необычный и трендовый контент, научитесь пользоваться различными таблицами, создавать макеты для рекламы и многое другое. Основной плюс SMM-курсов – возможность обучаться с нуля, и в большинстве случаев, получать обратную связь с подробными ответами на все вопросы.
Действующий план быстрого старта в профессию с минимальным количеством неудач:
- курсы;
- стажировка;
- создание кейсов;
- самостоятельная практика.
Сколько зарабатывает и где работает SMM-специалист?
Согласно исследованиям рынка труда, популярность и значимость соцсетей растет с 2016 года, и поэтому сейчас почти в каждой компании нужен SMM-специалист для привлечения новых клиентов. Хорошие специалисты, способные показать высокий результат, нужны всегда.
В услугах SMM-менеджеров нуждаются:
- интернет-предприятия;
- блогеры;
- предприниматели;
- артисты;
- офлайн-компании;
- учебные заведения – школы, дополнительное образование, университеты, курсы иностранных языков и прочее;
- государственные структуры.
Эта профессия может быть как полноценной работой, так и фрилансом. Начать карьеру можно с простого проекта для небольшой компании или для начинающего блогера.
Есть три основных способа поиска работы:
- через сайты и приложения с вакансиями;
- на биржах фриланса;
- с помощью продвижения собственных услуг в соцсетях.
Уровень заработной платы зависит от квалификации и навыков SMM-специалиста, масштаба проекта, а также региона и отросли деятельности нанимателя. Ниже расписаны средние зарплаты SMM-менеджеров в разных городах РФ:
- По статистике сайтов с вакансиями, SMM-специалист в Москве минимально зарабатывает около 70 тысяч рублей, но можно найти предложения с зарплатой и 120 тысяч рублей. Специалист с опытом работы от 1 года будет получать около 80 тысяч рублей.
- В Санкт-Петербурге аналогичная ситуация, но средняя зарплата составляет 60 тысяч рублей.
- В Казани средняя оплата 55 тысяч рублей.
- В Омске зарплаты чуть ниже, чем в Казани – 45 тысяч рублей.
- Липецкие специалисты в среднем получают 30 тысяч рублей.
- Самара. Этот город по среднему окладу наравне с Омском – 45 тысяч рублей.
Это усредненные расценки на услуги SMM-специалиста, которые хотят работать на конкретную организацию. На фрилансе дела обстоят иначе – 1 заказ по развитию соцсетей стоит от 20 до 40 тысяч рублей, а опытный специалист ведет около 3-6 проектов сразу.