- Что такое сказкотерапия?
- Как работает сказкотерапия?
- Кому подходит сказкотерапия?
- С какими проблемами помогает справиться сказкотерапия?
- Сказкотерапия в практике психолога-консультанта
- Сказкотерапия в педагогике
- Основные виды терапевтических сказочных историй
- Обучение на сказкотерапевта и перспективы трудоустройства
Сказки — это универсальный психологический опыт многих поколений людей, воплощенный в увлекательной и доступной форме. В огромном многообразии сюжетов в художественном или метафорическом виде отражены все этапы жизни человека: детство, отрочество, взросление, сепарация от родителей, зрелость, старость. Даже если не углубляться в интерпретации символов и анализ архетипических образов, сами по себе рассказы уже обладают терапевтическим эффектом.
В современном мире сказкам отводится преимущественно досуговая роль. Между тем многие психологии уверены, что занимательные истории способны на большее. Сказки можно назвать первым учебником практической психологии – они помогают в поиске ответов на внутренние вопросы, эмоционально насыщают личность и развивают мыслительные процессы. Американский ученый Дж. Кэмпбелл, посвятивший свою жизнь исследованию мифологии, считал: находящемуся в тупике человеку важно дать подходящую сказку, и выход даже из самой безнадежной ситуации будет найден.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия объединяет в себе элементы фантазии и искусства. Методика является одной из ветвей арт-терапии и базируется на богатых метафорических ресурсах сказок. Терапевтический эффект достигается за счет построения неосознанных связей между реальностью человека и приключениями вымышленных героев.
При умелом применении психологом сказкотерапии достигаются значимые цели в работе с клиентом:
- формируется позитивный жизненный сценарий;
- улучшается самочувствие, устраняются болезненные симптомы, вызванные расстройствами личности;
- включаются естественные защитные механизмы психики.
История сказкотерапии, как школы практической психологии, началась в 90-х годах прошлого века. В основу направления вошли методики позитивной терапии притчами Н. Пезешкяна и терапия историями Р. Гарднера, исследования детских субкультур М. Осориной, психотерапевтические сказки А. Гнездилова. В 2016 году вышла первая книга, адресованная детским психологам, использующих метод сказкотерапии – сборник сказок Н. Риттиной «В нашем лесу».
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия, как мостик, соединяет сознательный разум с бессознательным, где прячутся глубинные переживания и иррациональные эмоции. Терапия позволяет заглянуть в самые потаенные места подсознания, минуя преграды, выстроенные рациональным мышлением, устоявшиеся представления человека о мире и о собственной персоне. За границами сознательного можно обнаружить ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в жизни на текущий момент.
Если пациент застрял в какой-то проблеме, то через сказку он может прожить ситуацию, посмотреть на нее под другим углом, чтобы найти неожиданное решение. В терапевтических рассказах обыгрываются бытовые сюжеты, которые могут произойти с каждым. Персонажи наделяются узнаваемыми характеристиками, которыми обладают реально существующие люди. Жестких рекомендаций, как поступить в тех или иных обстоятельствах, слушатель никогда не получит. Истории демонстрируют лишь возможные пути решения проблемы, а окончательный выбор как каждый человек делает сам.
Сказки также ценны тем, что помогают человеку восстановить контакт с эмоциональным содержанием. Возвращение к «истокам» психики исцеляет и устраняет внутренний раскол.
Кому подходит сказкотерапия?
У терапии сказками нет верхних и нижних границ возрастных ограничений. Специалисты применяют методику даже при работе с малышами от 3 лет. В таком возрасте дети уже располагают базовыми представлениями о мире, обладают богатым словарным запасом и с удовольствием фантазируют. Через волшебные истории сказкотерапевт может помочь ребенку прожить и понять множество ситуаций, с которыми тот успел столкнуться в своей жизни. Взрослые в сказках видят наглядное пособие по человеческим взаимоотношениям и находят ответы на сложные вопросы.
Сказка – универсальный язык общения родителей и детей. Если взрослые сочиняют рассказы вместе со своим ребенком, они получают возможность узнать его скрытые мысли и тайные мечты, неочевидные мотивы поступков. У всех членов семьи сказка развивает чувство юмора и творческие способности.
Несмотря на востребованность и безопасность, у сказкотерапии существуют ограничения. Метод нельзя применять в случаях:
- высокого риска развития судорожного синдрома;
- острого психоза, при котором человеку сложно отделить реальность от собственных ложных убеждений;
- состоянии декомпенсации при психических патологиях (при шизофрении характерно усиление бреда, при депрессии – навязчивое желание совершить самоубийство и т. д.);
- значительных поражениях головного мозга.
С какими проблемами помогает справиться сказкотерапия?
Специалисты, которые работают с детьми, применяют сказкотерапию для решения широкого спектра задач:
- поиска мотива конфликта, ссоры или обиды, которые могут возникнуть у ребенка в семье, детском саду или школе. Выявления скрытой причины самоизоляции от сверстников, отрицания правил поведения, агрессии по отношению к детям и взрослым или аутоагрессии. Помощи при проблемах с учебой, внутренних страхах, переживаниях и тревогах, чувстве неполноценности и неуверенности в себе;
- приучения к новой социальной роли при возрастных кризисах (например, к самостоятельности в детском саду);
- развития мыслительных процессов и логики. Совершенствования внимания, памяти, усидчивости;
- воспитания духовности, передачи истинных ценностей. Транслирования фундаментальных понятий любви, добра, ответственности, честности, справедливости и т. д.
Взрослые посредством сказочных историй лучше узнают себя и постигают нюансы межличностных отношений. Короткие увлекательные рассказы помогают свежим взглядом взглянуть на окружающий мир, увидеть новое в привычных явлениях.
Сказкотерапия для взрослых направлена на комплексную помощь и глубокую проработку проблем:
- выявление подсознательных страхов, мешающих воспринимать мир таким, каков он есть;
- поиск решения жизненных задач и способов преодоления проблем, анализ возможных действий и их последствий;
- выявление детских травм, запрятанных глубоко в подсознании;
- эмоциональное насыщение, снятие блокировок на определенные чувства (например, преодоление шаблонных установок «нельзя злиться на родителей» или «мужчины не плачут»);
- помощь в принятии личных положительных и «отрицательных» качеств.
Для того чтоб получить дополнительные инструменты для работы, специалист может пройти обучение на арт-терапевта.
Сказкотерапия в практике психолога-консультанта
Эффективность лечения зависит от того, насколько точно выбрана терапевтическая сказка. Психолог ищет подходящие рассказы, опираясь на возраст слушателей, их убеждения и интересы, трудности, с которыми они борются. Яркие речевые обороты и многочисленные повторы, ровный голос рассказчика и напевная интонация успокаивают и отключают рациональное мышление пациента, чтобы высвободить бессознательное.
В психотерапии сказки успешно применяются:
- в диагностике – для определения мироощущения и ведущих жизненных сценариев пациента;
- в лечении – для решения обнаруженных психологических проблем и выстраивания новой модели поведения;
- в прогностике – для того, чтобы помочь клиенту увидеть взаимосвязь между его нынешним поведением и будущими событиями.
На сеансе сказкотерапии психолог использует разные приемы:
- рассказывает историю и наблюдает за реакцией клиента на поведение героев. Для того чтоб получить представление о личных ценностях, интересах, страхах человека, важно уметь истолковать не только его слова. Жесты, мимика, поза пациента могут дать гораздо больше ценной информации.
- предлагает клиенту рассказать любимую сказку. Часто в вымышленной истории, которая чем-то цепляет, человек неосознанно видит отражение собственного жизненного сценария. Зачастую рассказчик может упускать какие-то важные моменты либо, наоборот, что-то добавлять от себя. И в таких деталях часто кроется ключ к пониманию, в чем именно проблема.
- просит пациента самого сочинить историю. Такое действие предоставляет огромный пласт информации для диагностирования. На этом этапе психолог должен тщательно отследить все реакции клиента и провести подробный анализ произведения, в котором образы и события комбинируются не бессмысленно.
Для маленьких пациентов сказка играет роль «обезболивающего» или «успокоительного». Интересные истории помогают специалисту найти общий язык даже с необщительным, стеснительным или негативно настроенным ребенком. Малышу становится проще признаться в своих страхах, рассказать о переживаниях или чувстве вины.
Современных детских психологов тревожит отрицательный эмоциональный фон дошкольников и учащихся начальной школы. Все чаще у детей в раннем возрасте встречается повышенная тревожность, агрессивное поведение, переутомление и т. д. Перед специалистами ставится задача максимально разгрузить детскую психику. Сказки приходят на помощь, чтобы передать навыки поведения в обществе и знания о законах жизни, расширить степень осознанности событий, развить внутренний потенциал и творческие способности.
Методики сказкотерапии успешно комбинируются с арт-терапией. Рисование, лепка, аппликации, инсценировки по мотивам сказки – все эти занятия могут применяться в формате психологической помощи детям и взрослым.
Сказкотерапия в педагогике
В педагогике сказкотерапия применяется для развития личности ребенка, формирования здоровых приоритетов и жизненных ценностей.
Действие метода различается в зависимости от возрастного периода детей:
- Раннее детство до трех лет
Многие родители сталкиваются с проблемой, когда настает необходимость оставить ребенка под присмотром няни или воспитателя в детском коллективе. Сказки помогают малышу мягко адаптироваться к временной разлуке с родителями. Терапия эффективно снимает эмоциональное напряжение, снижает уровень страха и тревожности.
Также в период раннего детства сказки отлично справляются с обогащением речи, развитием внимания и воображения.
- Дети от трех до шести лет
В дошкольном возрасте сказкотерапия гармонично вписывается в воспитательный процесс. Дети активно усваивают новые знания и умения, развивают мышление и фантазию, тренируют память. В этом им помогают пересказы сюжетов прочитанных книг, обсуждения любимых героев и их приключений.
Сказкотерапия играет важную роль в развитии речи:
- улучшает фонематическое восприятие;
- помогает совершенствовать смысловую и звуковую функции;
- знакомит со структурой предложения и на практике учит грамотному построению фраз;
- формирует навыки логического повествования.
- Младшие школьники от шести до десяти лет
Сказкотерапия в комфортной игровой форме помогает ученикам быстро адаптироваться к школьной деятельности. Увлекательные истории развиваются память, внимание и воображение. У любимых персонажей дети учатся ставить цели и достигать их, помогать друг другу, честно отвечать за свои поступки, преодолевать страхи и т. д. Коллективное сочинение сказок налаживает теплые дружеские отношения между сверстниками.
- Подростковый возраст
Школьники в подростковом возрасте стремятся найти свое место в жизни, хотят лучше понять себя и сверстников. Занятия со сказками помогают легче преодолеть все трудности переходного периода. Пряча свои страхи и сомнения, переживания и агрессию за символами и метафорами подростки учатся безопасно проживать негативные эмоции. Также терапия предлагает множество инструментов для развития творческого мышления и самовыражения.
Основные виды терапевтических сказочных историй
В помощь сказкотерапевтам издаются сборники историй, призванных решать конкретные проблемы.
Все рассказы можно поделить на пять групп:
- Дидактические сказки — обучают новым знаниям и умениям, дают ответы на вопросы. Некоторые истории помогают проработать (прожить) проблему, подсказывают возможные пути выхода из сложившейся ситуации, наглядно демонстрируют процесс поиска решений, предлагают новые модели поведения. После прослушивания рассказов иногда даются несложные задания. Психологи используют дидактические сборники при консультировании детей, подростков и взрослых.
- Психотерапевтические сказки — прекрасные и мудрые, наполненные глубоким смыслом. Такие рассказы обладают максимальной эффективностью и служат основным инструментом проработки психологических проблем в сказкотерапии. В сюжетах поднимаются темы отношения человека к себе, к окружающим людям и ко всему миру. Некоторые истории помогают скорректировать страхи и фобии, избавляют от моральных страданий, смягчают проживание травмы.
- Психокоррекционные сказки — обладают способностью бережно и благотворно влиять на поведение и черты характера. Рассказы внедряются в терапевтическую работу с гиперактивными детьми, подростками и взрослыми, которые не умеют контролировать свою агрессию. Обычно сюжеты перекликаются с окружающей реальностью, но наполнены множеством абстрактных метафор, которые нуждаются в обсуждении и разъяснении. Сказки прорабатываются под конкретную личность.
- Медитативные сказки — лишенные яркого конфликта и сложных персонажей. Истории служат особой цели — активизируют бессознательный процесс мышления, помогают пациенту настроится на психотерапевтический сеанс. Некоторые сюжеты разработаны для успокоения после психологической загруженности и расслабления перед сном. Медитативные сказки часто написаны в формате диалог, при этом рассказчик-психолог может корректировать сюжет, опираясь на скрытые или явные потребности слушателя.
- Художественные сказки — универсальные, максимально близкие к привычному нам фольклору. В основном рассказы используются в формате поддерживающей терапии. Главным принципом таких сюжетов является «не навреди».
Обучение на сказкотерапевта и перспективы трудоустройства
На обучающих курсах слушатели знакомятся с актуальными методами сказкотерапии, которые рассказывают опытные преподаватели-психологи. Успешное освоение учебной программы позволяет на профессиональном уровне помогать детям и взрослым решать свои проблемы с помощью красочных, ярких рассказов.
Сказкотерапию практикуют психологи в дошкольных учреждениях и средних образовательных школах. Также специалисты могут найти работу в реабилитационных и медицинских центрах. Средняя зарплата находится в диапазоне от 30 до 100 тыс. рублей, в зависимости от общей загруженности, статуса учреждения и региона.
Дополнительный стабильный доход обеспечивает частная практика. Стоимость одной консультации начинается от 1000 руб. Авторитетные сказкотерапевты берут за свою работу от 3000 руб.